Организационно-правовой статус ЦБ РФ

Страница 1

Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке (Банке России)», принятым в 1995 г. с изменениями и дополнениями от 20.06.1996, от 27.02.1997, от 28.04.1997, от 04.03.1998, от 31.07.1998, от 08.07.1999, 2000 г. В то же время статус, задачи, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка как публично-правовой организации определяются Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами.

В силу своего особого положения в кредитной системе Центральный банк, как правило, государственный банк, т.е. капитал банка принадлежит государству. В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ является государственным банком, уставный капитал которого в размере 3 млрд. руб. и иное имущество являются федеральной собственностью (ст.2 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.

Ключевым элементом статуса Центрального банка РФ, как и всех других центральных банков, независимо от формы собственности, является его независимость, которая проявляется в том, что ЦБ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке (Банке России)». Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае такого вмешательства Банк информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России может защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Необходимость независимости Банка связана с полномочиями, накладываемыми на Центральный банк, — эмиссией банкнот, регулированием денежного обращения, проведением денежно-кредитной политики, валютной политики. Положение Центрального банка весьма противоречиво: с одной стороны, в важнейших областях экономики и политики он «работает» вместе с правительством, с другой — в вопросах тактики в отдельных областях экономической политики между правительством и банком существуют большие разногласия, которые иногда носят принципиальный характер. Политика Центрального банка — камень преткновения между государством, корпорациями и профсоюзами, что позволяет говорить о «магическом четырехугольнике».

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе Российское объединение инкассации и подразделения безопасности, необходимые для осуществление деятельности Центрального банка.

Высший орган Центрального банка — Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избираемых на 4 года Государственной Думой. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в 7 человек. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Советов директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности Банка, заслушивает доклады председателя 2 раза в год о деятельности Банка.

Для проведения денежно-кредитной политики при Центральном банке создается Национальный банковский Совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций и экспертов. Председателем Совета является Председатель Центрального банка.

Страницы: 1 2