Проблемы и особенности платежного баланса России.

Страница 1

Проблемы составления платежного баланса в России.

В настоящее время ответственность за составление платежного баланса России возложена на Центральный банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия на составлении финансового счета. В Госкомстате большое внимание уделяется составлению счета текущих операций. В настоящее время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с дальним зарубежьем и ближним зарубежьем. Хотя некоторые источники информации, необходимой для составления платежного баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

Недавно начала формироваться таможенная статистика: таможенным комитетом РФ был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут охватить все экспортно-импортные операции.

Много "белых пятен" в платежном балансе с ближним зарубежьем. Например, практически нет достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.

Отсутствуют данные об оплате труда, выплаченной нерезидентам и полученной от них. Более того, миграционные службы не располагают достоверной информацией даже о числе граждан иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в Приморском крае).

Нет данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в России. Согласно методологии платежного баланса считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле, принадлежащей прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее реинвестирует. Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".

Отсутствует информация и о нераспределенных прибылях иностранных предприятий, в которые российские резиденты осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

К сожалению, определение понятия резидентства в законодательстве России расходится с определением, данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.

Серьезной проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских счетов. Используемый в настоящее время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков. Пока не определена стандартная форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.

Страницы: 1 2 3 4