Характеристика инвестиционного проекта и его жизненного цикла

Страница 1

Согласно ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект (ИП) - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Это официальная трактовка, которая определяет государственное понимание термина инвестиционный проект. Однако некоторые экономисты придерживаются другого мнения.

Одни считают, что ИП – это замысел, требующий для своей реализации инвестиций, т.е. вложений средств в реальные активы либо ценные бумаги с целью получения прибыли и/или достижения любого другого желаемого успеха. Другие считают, что ИП – это оформленная программа осуществления инвестиций.

Тем не менее, можно сказать, что все экономисты считают общим для всех инвестиционных проектов временной лаг между моментом начала инвестиционного проекта и моментом начала его окупаемости. Срок жизни инвестиционного проекта определяется временем, в течение которого этот инвестиционный проект реализуется. В зарубежной практике оперируют, как правило, временным сроком не более десяти лет, так как, чем дольше действует инвестиция, тем более ненадежным становится процесс прогнозирования.

Срок жизни инвестиционного проекта можно представить тремя фазами развития проекта: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Выделяют три вида прединвестиционных исследований: исследование возможностей, предпроектные исследования и оценку осуществимости проекта.

Исследование возможностей включает:

· маркетинговое исследование (маркетинговое исследование (возможности сбыта, конкурентная среда);

· исследование обеспеченности материально-сырьевыми ресурсами (обеспеченность, цена, потребность);

· кадровые исследования (обеспеченность, потребность).

Предпроектные исследования могут быть следующими:

· выбор технологии производства ;

· разработка перспективной программы продаж и номенклатуры продукции;

· выработка ценовой политики;

· исследование места размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов.

Оценка осуществимости проекта может выглядеть следующим образом:

· оценка объемов строительства;

· разработка конструкторской и технологической документации;

· спецификация оборудования, выбор поставщиков и условий поставки;

· разработка организации управления производством и сбытом продукции;

· разработка графика работы предприятия;

· оценка необходимости обучения работников (если это новое производство);

· выбор поставщиков и условий поставки сырья, материалов, энергоносителей;

· разработка условий оплаты труда;

· разработка условий и графика амортизации оборудования;

· определение условий аренды помещений, оборудования;

· разработка графика осуществления проекта (строительства, монтажа, пуско-наладочных работ и функционирования проекта;

· коммерческая оценка проекта;

· переговоры с потенциальными участниками проекта;

· юридическое оформление проекта (регистрация, оформление контрактов);

· эмиссия ценных бумаг.

Перечень и порядок проведения работ на прединвестиционной фазе проекта имеют ориентировочный характер и могут меняться в зависимости от цели проекта, его организации, экономического состояния фирмы и ее окружения.

Заключительным документом прединвестиционного исследования является инвестиционный бизнес-план. Инвестиционный бизнес-план содержит всю необходимую информацию о проекте. В тоже время для осуществления переговоров с потенциальными участниками проекта он может содержать только его финансовую часть.

Страницы: 1 2