Расчеты платежными требованиями-поручениями.

Страница 2

Безналичные расчеты являются завершающей стадией выпол­нения хозяйственных договоров, представляют собой одну из форм проявления хозяйственной самостоятельности хозрасчет­ных предприятий.

Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

В безналичной форме проявляются и материальная от­ветственность предприятий за нарушение договорных и других обязательств.

Совершенствование безналичных расчетов в условиях перехода к рыночной экономике.

Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения доку­ментов на разных стадиях обработки. Почти полностью исклю­чена ручная работа при составлении расчетно-денежных доку­ментов. Автоматизирован учет и контроль, поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и сам процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.

Скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочивания банковского документооборота, обеспечит сокращение сроков платежей и гарантированность от незаконного доступа к расчетно-денеж­ным документам.

Несмотря на установление унифицированных сроков обра­ботки и прохождения финансовых документов в банках и расчетно-кассовых центрах и введение штрафов за необосно­ванные задержки расчетов, это не улучшает состояние расче­тов. В настоящее время ЦБ и коммерческие банки активно при­меняют штрафные санкции к клиентам за несоблюдение сроков платежей, что однако не привело к желаемым результатам.

Кроме того, поскольку дела по обязательствам, с фиксированным сроком прохождения должны разбираться в арбитраже, в условиях его крайне медленной работы говорить о нормали­зации расчетов не приходиться. По-прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить, когда его средства поступили из РКЦ в банк, а когда на его расчетный счет.

Необходимо полное техническое переоснащение РКЦ на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных се­тей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, банками и РКЦ, а также с различными регионами России.

В этой связи опыт развития систем электронных платежей в США заслуживает самого серьезного и вдумчивого изучения. Основные цели их внедрения - экономия издержек кредитно-денежного обращения и повышение качества банковского обслуживания как нельзя лучше отвечают задачам банковской перестройки в нашей стране.

Как показывает мировой опыт, работа по компьютеризации банковской деятельности должна вести к созданию на базе электронных средств новых форм и методов обработки, передачи, хранения и контроля информации, обеспечения ее безо­пасности и обязательно иметь своей целью полный переход к "безбумажной технологии".

Для того, чтобы успешно функционировать во все более усложняющемся обществе, большинство отраслей хозяйства используют прогрессивные технологии. В финансовой сфере, как и во многих важнейших отраслях, стала внедряться техно­логия, основанная на использовании новейших компьютеров и современных систем связи. Эта технология позволила создать удобную систему обслуживания банков, оказывающую следующие услуги: осуществление платежных операций с помощью компь­ютеров вместо использования чеков и наличных денег; автома­тический прием и выдачу вкладов с помощью терминалов, нахо­дящихся на значительном расстоянии от финансовых учрежде­ний; выдачу заработной платы, пенсий и выплат по социально­му страхованию с помощью электронных средств без использо­вания чеков или наличных денег.

Страницы: 1 2 3 4 5 6