Зарубежный опыт и его адаптация в России

Страница 6

Активное сотрудничество заключается в обязанности сообщать о подозрительных операциях. Каждый месяц уполномоченные посредники обязаны предоставлять в ВИБ сводные данные относительно оборота денежных средств в целях проведения последующего анализа, необходимого для выявления подозрительных операций, которые могут предполагать попытку легализации преступных доходов.

Указ Президента от 26.05.97 г. №153,

предусматривающий реорганизацию системы сообщения о подозрительных сделках, содержит указания и рекомендации экспертов ФАТФ.

В соответствии с данным Указом были определены следующие задачи для ВИБ в отношении противодействия легализации преступных доходов:

ВИБ получает данные о подозрительных операциях от всех категорий посредников финансового сектора, что исключает прямую связь между финансовыми посредниками и следственными органами провинции, в которой была совершена та или иная сделка.

Гарантируется соблюдение конфиденциальности в отношении посредника, сообщающего о подозрительных операциях, как путем исключения вышеуказанной связи со следственными органами, так и на основе четкого предписания статьи 3-бис о неразглашении личных данных посредника, даже в случае оповещения правоохранительных органов.

Требуется, как и предыдущими нормативно-правовыми актами, активное сотрудничество со стороны финансовых посредников, включая их, таким образом, в систему по предупреждению и борьбе с легализацией преступных доходов.

Помимо этого, четко разделяются по видам деятельности финансовый анализ и само расследование. Первое полностью входит в компетенцию ВИБ, расследованиями же занимаются Следственное управление по борьбе с организованной преступностью и Специальное подразделение финансовой полиции, которые, в случаях относящихся к организованной преступности, обязаны информировать Национального Прокурора по борьбе с организованной преступностью.

б) Французский опыт

Французские нормативные акты, направленные на предотвращение попыток «отмывания» преступных доходов, базируются на различных международных документах и рекомендациях, принимавшихся с 1988 года (Декларация Базельского Комитета от 12.12.88 г., Венская Конвенция от 20.12.88 г., Страсбургская Конвенция Совета Европы от 08.11.90 г., Европейские директивы от 10.06.91 г.), также на вышеуказанных рекомендациях ФАТФ.

Основа нормативной базы:

· Закон от 12.07.90 г., дополненный декретом от 13.02.91 г. и правилами Комитета по регулированию банковской деятельности от 15.02.91 г.

· Закон от 29.01.03 г.

· Закон от 13.05.96 г.

· принятый 15.05.01 г. Закон в части, касающейся усиления мер по борьбе с отмыванием денег, полученных в результате организованной преступной деятельности.

Законодательство устанавливает обязанность финансовых учреждений представлять декларации о «подозрительных» операциях в ТРАКФИН[25]- специальную организацию по обработке информации и принятию мер против нелегальных финансовых операций, созданную при Министерстве экономики и финансов Франции в соответствии с Законом от 09.05.90 г. ТРАКФИН является уполномоченных органом, не выполняющим, однако правоохранительных или полицейских функций, аналогично КФМ России.

Закон также предписывает неразглашение клиенту факта составления декларации, вплоть до уголовной ответственности за подобное разглашение.

Возникает дилемма, связанная с правильной трактовкой понятия «профессиональной тайны». Французская трактовка этого понятия заключается в следующем: «раскрытие профессиональной тайны перед ТРАКФИНОМ об отношении одной (а не всех вообще) операций клиента, которая не соответствует его обычной профессиональной деятельности и может представлять опасность для интересов общества, не должно отождествляться с нарушением понятия профессиональной тайны вообще в отношении данного клиента и его операций».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8