Зарубежный опыт и его адаптация в России

Страница 5

Санкции, применяемые к финансовым институтам в случаях невыполнения требований законодательства в отношении идентификации клиентов:

· штрафы, налагаемые на физические лица, компании и финансовые институты;

· возможность лишения свободы - для физических лиц (членов правления, директоров, управляющих, работников, представителей и других лиц, которые постоянно или периодически оказывали услуги клиентам);

· дисциплинарные санкции (предупреждения, приостановка деятельности);

· требование об исправлении всех недостатков в процедуре идентификации клиентов, если они обнаружены в ходе выполнения надзорных функций за банковским сектором;

· приостановление или прекращение, запрещение и отстранение от определенного вида деятельности и другие подобные действия.

Вышеупомянутые санкции могут применяться как в совокупности, так и раздельно. Во многих странах невыполнение финансовым институтом соответствующих действий для установления личности возможного клиента является уголовным преступлением. Иногда не только к финансовым институтам, но и к их сотрудникам могут быть применены наказания в виде штрафов или тюремного заключения, в зависимости от их должности в банке и степени участия в преступлении.

Необходимо отметить, что российская практика, опыт которой насчитывает около 4 месяцев[22]работы в области предотвращения отмывания денег, не уступает основным международным требованиям в части основы для банковских институтов по идентификации клиентов, сроку хранения данных, а также иных мероприятий по организации борьбы с отмыванием денег.

Несмотря на то, что законадательство в отношении банков является адекватным мировой практике борьбы с отмыванием денег, законодательство России не охватывает все финансовые институты. Так в частности, по словам начальника управления контроля ФКЦБ России С.Помы, под нормы «противоотмывочного законодательства» на рынке ценных бумаг подпадают брокерская и дилерская деятельность, а также деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. Остальные виды деятельности на рынке ценных бумаг, по словам С.Помы, « .под регулирование этого Закона не подпадают»[23]

. Так например, в настоящее время под действие Закона №115-ФЗ не подпадают регистраторы, депозитарии, биржи и клиринговые организации, которые по определению являются частью всей финансовой системы. Однако в данной работе рассматривается практика организации взаимодействия банков с органами финансового надзора и не ставится целью осуществление обзора других финансовых секторов экономики.

Взаимодействие банков с органами финансового надзора[24]

а) Итальянский опыт

Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем от 5.07.91 г. №197 упорядочил сферу финансового посредничества, разделив ее на две части, и ввел ряд административных норм по предупреждению и борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Вследствие принятия данного закона в сферу компетенции Валютного Итальянского Бюро (ВИБ) при Банке Италии добавилось, помимо прочего, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Административные меры, введенные Законом №197 в части борьбы с легализацией преступных доходов заключаются в основном в пассивных и активных функциях сотрудничества ВИБ с банковскими институтами. Данные обязанности касаются всех финансовых институтов, подразделяющихся на две категории: уполномоченные посредники и финансовые посредники, включенные в специальные списки, хранящиеся в ВИБ. Первые – это все традиционные посредники и финансовые институты (банки, страховые компании, риэлторские фирмы, инвестиционные фонды и т.д.). К последним относятся финансовые компании, занимающиеся инвестиционной деятельностью.

Пассивное сотрудничество заключается в обязанности идентифицировать клиентуру и регистрировать данные в едином информационном архиве по операциям, превышающим сумму в 20 млн. итальянских лир (около 10 тыс. долл. США).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8