Сущность, необходимость, роль взаимодействия банков с органами финансового надзора

Страница 3

.

Взаимодействие органов финансового надзора с посредниками и экономическими агентами финансовой сферы– означает необходимость сотрудничества первых со вторыми в рамках действующего законодательства в стране, на территории которой они осуществляют свою деятельность. Поскольку данное исследование посвящено взаимодействию банков с органами финансового надзора (а банки подпадают под понятие «посредников и экономических агентов» финансовой сферы), то речь в дальнейшем будет ограничена банковским взаимодействием, а данные определения рассматриваемых терминов будет использовано более узко и интерпретировано по отношению к банкам.

Сущность, предпосылки и необходимость взаимодействия банков с органами финансового надзора

В научной литературе не нашли глубокого отражения исследования системы эффективного финансового надзора, а соответственно и не проведено глубокого анализа сущности органов финансового надзора в аспекте взаимодействия с банками. Вместе с тем, такой анализ является необходимым элементом для исследования работы всей системы финансового надзора.

Сущность взаимодействия банков с органами финансового надзора проявляется через функции и полномочия этих органов. Поскольку в данном исследовании речь идет о взаимодействии банков с органами финансового надзора в аспекте противодействия отмыванию денег, внимательным образом будут рассматриваться функции и полномочия этих финансово-надзорных органов.

К числу наиболее важных предпосылок, объективно определяющих характер взаимоотношений банков с органами надзора за их финансовой деятельностью, принадлежат исходные основы организации государства, общая структура власти, принципы распределения функций по реализации задач государственной экономической политики. Указанные характеристики определяются основным законом государства – конституцией. Характер экономической системы России, как страны с развивающимся рынком, обуславливает относительную слабость национальной валюты, ее большую подверженность неблагоприятным воздействиям внутреннего и внешнего происхождения[5]

. Одним из традиционных и весьма влиятельных аспектов развития экономики и денежной системы страны с развивающимся рынком являются трансграничные потоки капиталов в виде прямых и портфельных инвестиций. Однако важнейшим и неотъемлемым условием прихода в страну с развивающимся рынком иностранных инвестиций является информационное воздействие международных институтов, способное, порой, негативно повлиять на иностранного инвестора и разубедить его вкладывать средства в экономику этой страны. Подобным действием в отношении России было включение ее в июне 2000 года в «черный список» стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов. Основанием для этого послужил доклад по результатам исследования российского законодательства летом 2000 года на предмет его соответствия 40 критериям группы ФАТФ[6]

. Более того, следующим шагом в отношении России и других стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов, могли бы явиться настоятельные рекомендации стран-участниц группы ФАТФ по прекращению корреспондентских отношений мирового банковского сообщества с российскими банками. Некоторые крупные банки Франции уже перестали принимать чеки своих банков – корреспондентов ряда стран, и вскоре за ними могут последовать другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6