Оценка состояния реального сектора экономики на современном этапе

Страница 2

Значительные объемы производственных мощностей, в силу сохраняющейся относительной узости внутреннего рынка и слабости платежеспособного спроса населения остаются недогруженными. Насущность решения проблемы неполной загрузки производственных мощностей связана еще и с тем, что в некоторых отраслях ее процент в настоящее время является критическим, а это грозит полной потерей соответствующих секторов экономики.[5]

Недогрузка производственных мощностей во многих отраслях продиктована тем, что они безнадежно устарели как физически, так и морально, и просто не могут быть использованы для создания конкурентоспособной продукции.[6] Износ основных фондов во многих отраслях сегодня превышает 50–60%. Но есть у проблемы недогрузки производственных мощностей и другой, несомненно, более важный аспект. Значительная часть отечественных предприятий простаивает или работает не на полную мощь из-за элементарного отсутствия необходимого оборотного капитала. Открыв в ходе реформ ворота для массированного притока импортных товаров, наше государство разом отключило каналы финансирования для предприятий пищевой, легкой промышленности, машиностроения и многих других секторов, которые оказались не готовы к конкуренции с продукцией, предлагаемой иностранными поставщиками.

В наибольшей степени страдает от недогрузки мощностей машиностроение – ключевая отрасль промышленности, призванная формировать производственно-техническую базу для технологического перевооружения и модернизации всей отечественной экономики.

При этом на закупку машин и оборудования за рубежом приходится значительная часть всех импортных операций и иностранных кредитов.

Обращает на себя внимание длинный перечень подотраслей отечественного машиностроения, в которых остро ощущается проблема недогрузки производственных мощностей. Например, использование среднегодовой мощности предприятий по выпуску металлорежущих станков в 2002г. составило всего 14%, оставаясь на этом крайне низком уровне на протяжении вот уже почти 10 последних лет. В аналогичном положении находится производство кузнечно-прессовых машин, паровых котлов. Всего на 1/3 загружены мощности по производству газовых и паровых турбин, грузовых автомобилей, экскаваторов.

Катастрофическое положение складывается в тракторостроении (10%) и производстве электрических мостовых кранов (3,8%). Остальные подотрасли загружены в среднем на 40–50%, за исключением легкого автомобилестроения, где благодаря протекционистским мерам, предпринимаемым правительством для поддержки отечественного автопрома, доля загрузки мощностей наиболее высока – 70%.

Среди других отраслей промышленности низкий показатель использования мощностей в производстве стальных труб (52% в 2002г.), где наши позиции в связи с интенсивным строительством магистральных газо- и нефтепроводов были особенно сильны. Аналогично недогружены мощности по изготовлению труб и деталей трубопроводов из термопластов (36%). Производства химических средств защиты растений и лакокрасочных материалов используют только 1/4 или 1/5 часть своих потенциальных возможностей. В отечественной промышленности стройматериалов практически все ключевые подотрасли загружены на 30–50%, и это в условиях строительного бума в жилищном и коммерческом секторах, наблюдающегося в стране в настоящее время.

Важно подчеркнуть, что все перечисленные отрасли и подотрасли никак нельзя отнести к числу приходящих в упадок в масштабах глобальной экономики. Напротив, они активно развиваются в других странах, о чем наглядно свидетельствуют объемы поставок тех же машин, оборудования и строительных материалов в нашу страну из-за рубежа. Иными словами, практически везде, где отечественные производственные мощности недогружены, их место на внутреннем рынке занимает импорт.

Отдельно хотелось бы остановиться на ситуации в наиболее чувствительных с точки зрения социальной стабильности отраслях промышленности: легкой и пищевой. Ситуация с загрузкой производственных мощностей в легкой и пищевой промышленности немногим лучше, чем в машиностроении. Особенно сильно страдает производство мяса, животного масла и круп, где доля загрузки не превышает 30%, а также производство готовых шерстяных тканей, где этот показатель составляет всего 18%. Чуть лучше ситуация в производстве цельномолочной продукции (38%), муки (40%), мясных консервов (41%), хлеба и хлебобулочных изделий (41%), маргарина (43%) и растительного масла (49%). В других ключевых подотраслях пищевой промышленности доля использования производственных мощностей переваливает за 50%, но редко превышает 60%. Аналогичная в целом ситуация наблюдается и в легкой промышленности, где также есть несколько подотраслей с долей загрузки на уровне всего 1/3 имеющихся производственных мощностей (трикотаж, обувь и т.д.).

Предприятия этих отраслей создают занятость для значительной части российского населения, особенно в городах и населенных пунктах, где немного крупных промышленных предприятий других отраслей. В ряде мест России предприятия легкой промышленности вообще являются градообразующими или даже регионообразующими. Товары широкого потребления и продукты питания, производимые в этих отраслях, входят в состав потребительской корзины большей части российских граждан. Поэтому поддержка и развитие этих отраслей – важный элемент общей экономической политики государства.

Страницы: 1 2 3