Коммерческое кредитование в России.

Страница 2

Менее распространенной разновидностью коммерческого кредита является договор об открытом счете

, согласно которому продавец не получает долговых обязательств покупателя, а открывает счет по задолженности. Погашение происходит периодическими платежами с короткими промежутками времени (один-два месяца).

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки следующий: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

Другой способ коммерческого кредитования – скидка при условии оплаты в установленный период

. Этот способ предусматривает такие условия: если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены вычитается скидка; в противном случае вся сумма должна быть выплачена в указанный срок.

Сезонный кредит

обычно применяется в процессе продвижения на рынок товаров и услуг, носящих периодический (''сезонный'') характер. Этот способ позволяет приобрести товары и услуги в течение всего финансового года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца этих продаж.

Консигнация

– способ коммерческого кредитования, при котором организация может получить товарно-материальные ценности без обязательства оплатить их по факту отгрузки. Если товары будут проданы, то будет осуществлен платеж производителю, а если нет, тот организация может вернуть товар. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно прогнозировать, и на мало исследованных новых рынках [1, стр. 36].

Надо заметить, что развитие рыночных коммерческих кредитов до 1998 г. протекало на фоне кризиса в экономике и производственной сфере. Основных причин такого положения несколько.

Первая причина – это ''обезденеживание'' реального сектора экономики: вымывание оборотных средств, сведение их к минимуму.

Сначала предприятия-производители, повышая цены, могли компенсировать эти потери. Поэтому уровень недостаточности оборотных средств повышался относительно медленными темпами. Но со снижением уровня инфляции этот компенсатор исчез, и прошли кардинальные изменения в структуре национального богатства страны.

По данным исследований Института экономики РАН, в 1990 г. на 66% основных средств приходилось 17% оборотных, и это было более или нормально. В 1997 г. этот показатель составил 2,1%, а это уже серьезный провал. Иными словами, предприятия должны были выживать, не имея оборотных средств.

В настоящее время, отношение оборотных фондов предприятий к объемам выпускаемой ими продукции (в денежном выражении) составляет по России менее 45%, Центральной России – менее 40% при экономически обоснованном нормативе 65%. Объем неплатежей в промышленности достиг 3,5% от валового внутреннего продукта. Доля федерального бюджета в сумме дебиторской задолженности предприятий (в названном объеме неплатежей) составляет более половины указанной суммы. Отсюда возникает вторая причина.

Вторая причина – эффект ''бюджетно-налогового бумеранга''. Каждый рубль не выполненных государством обязательств оборачивается потерей бюджета на 3-4 рубля. Невозможно рассчитывать на бесперебойные поступления в бюджет ''живых'' денег, если они в свою очередь не даются в экономику государством. Именно не выплаченная вовремя зарплата, недофинансированные бюджетные проекты сказываются на бюджете недополученными НДС, акцизами, подоходными налогами.

Третья причина – огромный государственный долг.

В таких условиях коммерческий кредит не мог быть востребован по причине нестабильности и крайней рискованности операций такого рода. Экономика не нуждалась в коммерческом кредите, который, возникает только на базе производственных процессов и призван обслуживать расширенное производство [1, стр. 37].

Более того, основой любой сделки по коммерческому кредитованию является доверие сторон и единое информационное поле. Это достижимо только при создании мощной современной инфраструктуры, в основу которой должны лечь последние достижения в области телекоммуникаций и цифровых технологий.

Страницы: 1 2