Финансовый кризис 1998 года и кризис кредитной системы.

Страница 1

Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики. Поэтому в стратегическом плане финансовая политика переходного периода должна быть направлена на создание оптимальных условий движения общества к социально ориентированной рыночной экономике и в этих целях к созданию экономической структуры, сбалансированной на принципах рынка. Однако осуществление финансовой политики в переходный период, в условиях неустойчивости экономической системы и неразвитости новых форм хозяйствования невозможно производить плавно и поступательно, неминуемы экономические кризисы. Один из острейших финансовых кризисов, которые Россия переживала за последние десятилетия, - кризис 17 августа 1998 г.

Оценки этого кризиса в научной и публицистической литературе весьма неоднозначны. Прежде всего это проявляется в том, что существует достаточно много подходов к выявлению причин, приведших к кризису.

Прежде всего в качестве причин кризиса 1998 г. выделяют некомплексность целей и индикаторов финансовой политики, нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, а также неподготовленность в 1996 –1997 гг. условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг и ухудшение в 1997 – 1998 гг. платежного баланса и его основы – торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ. В феврале 1998 г. произошло резкое падение мировых цен на нефть с 15 – 16 долларов до 10 – 11 долларов за баррель. Мировые цены на нефть в 1998 г. были ниже себестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири.

Также созданию кризисной ситуации способствовало искусственное сдерживание курса рубля, недооценка необходимости его девальвации для экспорта и улучшения платежного баланса страны. В этот же период были допущены ошибки в прогнозировании курса рубля и отсутствовали реальные меры по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта и конъюнктуры цен. Подавляющая часть финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы олигархов. Финансовая и кредитная системы не имеют надежных механизмов включения денежных средств в инвестиционный процесс. Сбережения населения преимущественно либо конвертируются в доллары и тезаврируются, либо вывозятся за границу. Нелицензируемый вывоз капитала составил сотни миллиардов долларов и резко сократил инвестиционные ресурсы роста российской экономики.

В качестве следующих предпосылок кризиса 1998 г. следует указать недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения этого кризиса. В 1998 – 1999 гг. эти резервы снизились до 10 млрд. долларов, когда как Китай имел 140 млрд. долларов, Япония – более 200 млрд. долларов. Некоторые экономисты усматривают причинно-следственную связь между проводимой деноминацией рубля и кризисной ситуацией в августе 1998 г., а также в качестве причины кризиса видят отставку правительства В.С. Черномырдина.

Так или иначе, кризис показал, что обвал курса рубля явился своего рода детонатором взрыва всей системы цен. Известно, что либерализация цен в 1991 – 1993 гг. привела к резкому снижению курса рубля. Но в российских условиях 1998 г. цены оказались особенно чувствительны к падению курса рубля. Связано это с тем, что российская экономика односторонне ориентирована на импорт и на протяжении 1992 – 1998 гг. его наращивала, в результате чего доля импорта в товарообороте была в 2 – 3 раза выше, чем предельные значения этого индикатора во многих странах мира (25 – 30 %). При снижении курса рубля для финансирования импорта требуется больший объем рублей. Для того, чтобы иметь рубли, продавцы и посредники импортной продукции вынуждены повышать цены.

В анализе августовского кризиса 1998 г. обращает на себя внимание неэффективность в условиях России политики МВФ. Во-первых, правительство, следуя политике Международного валютного фонда, соблюдало рекомендованные им нормативы инфляции, доведя ее до достаточно приемлемого уровня – ниже 1% в месяц, что сдерживало рост цен. Во-вторых, соблюдался назначенный МВФ верхний предел внутреннего долга, который, в частности, на 1998 г. был определен в размере 780,9 млрд. руб. Фактически же на 1 июля 1998 г. он достигал 628 млрд. руб., а на 1 октября 1998 г. – 699 млрд. руб. Другими словами, были соблюдены рекомендации Валютного фонда по величине внутреннего долга, но не учитывалась его структура. В отличие от США, где основу внутреннего долга составляют долгосрочные государственные обязательства, в России превалировали «короткие» деньги. Это обстоятельство как раз и сыграло роковую роль. При первых же симптомах кризиса иностранные инвесторы сняли свои вклады и покинули страну, разрушив всю банковско-финансовую систему.

Страницы: 1 2