Оценка риска вероятности появления события. Использование вероятности для оценки проектов.

Страница 2

Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром. Информация является очень ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства, последнее носит название эккаутинг. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная[11].

Пример 2

Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить товара: 100 единиц или 200 единиц. При закупке 100 единиц товара затраты составят 120 руб. за единицу, а при закупке 200 единиц - 100 руб. за единицу. Предприниматель данный товар будет продавать по 180 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на них. Весь не проданный в срок товар может быть реализован только по цене 90 руб. и менее. При продаже товара вероятность составляет «50 на 50», т. е. существует вероятность 0,5 для продажи 100 единиц товара и 0,5 для продажи 200 единиц товара. Прибыль составит при продаже 100 единиц товара 6000 руб. [100 х (130 - 120)], при продаже 200 единиц товара 16000 руб. [200 х (180 — 100)].

Средняя ожидаемая прибыль 11000 руб. [(0,5 х х 6000) + (0,5 х 16000)].

Ожидаемая стоимость информации при условии определенности составляет 11000 руб., ожидаемая стоимость информации при неопределенности - 8000 руб. (покупка 200 единиц товара: 0,5 х 16000 = 8000 руб.). Тогда стоимость полной информации 11000 - 8000 = 3000 руб.

Следовательно, для более точного прогноза необходимо получить дополнительно информацию о спросе, заплатив за нее 3000 руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающее лучший прогноз сбыта на перспективу[11].

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска; банками оно применяется при выдаче ссуд и т. п., хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т. п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т. п.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов лишь бы избежать риска, т. е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Фактически, если стоимость страховки равна возможному убытку (т. е. страховой полис с ожидаемым убытком 200 тыс. руб. будет стоить 200 тыс. руб.), инвестор, не склонный к риску, захочет застраховаться так, чтобы обеспечить полное возмещение любых финансовых потерь, которые он может понести. Страхование финансовых рисков является одним из наиболее распространенных способов снижения его степени[12].

Страницы: 1 2