Виды документарных операций

Страница 3

Рис.1.2. Расчеты в форме инкассо[6]

Обозначения:

1. Заключение контракта (обычно с указанием банков, через которые будут производиться расчеты).

2. Отгрузка экспортером-доверителем товара в соответствии с условиями контракта.

3. Получение экспортером транспортных документов от перевозчика.

4. Подготовка экспортером комплекта документов и представление их при инкассовом поручении своему банку (банку-ремитенту).

5. Проверка банком-ремитентом документов и отсылка их вместе с инкассовым поручением банку-корреспонденту (инкассирующему банку) в стране импортера.

6. Представление инкассирующим банком инкассового поручения и документов импортеру (плательщику) для проверки с целью получения платежа или акцепта тратт (переводных векселей) непосредственно или через другой банк (представляющий банк).

7. Получение инкассирующим банком платежа от плательщика и выдача ему документов.

8. Перевод инкассирующим банком выручки банку-ремитенту (по почте, телеграфу, телексу, как указано в соответствующих документах).

9. Зачисление банком-ремитентом полученной выручки за счет экспортера.

Виды документарного инкассо

Вручение документов против платежа

– Documents against payment (D

/

P

). Документы передаются против платежа, который может быть осуществлен: немедленно (согласно международным обычаям немедленно означает самое позднее при поступлении товара); по первому предъявлению; по приходу товаров.

Вручение документов против акцепта

– Documents against acceptance (D

/

A

). Документы передаются против акцепта тратты или выписки простого векселя (обязательства платить):

1. По срокам истечения:

· В фиксированный день

· В фиксированный период от даты акцепта

2. По плательщикам:

· Покупатель

· Банк покупателя

· Покупатель плюс банковская гарантия.

При акцептовании векселя трассат вступает во владение товаром до совершения платежа; он может продать его незамедлительно, получая необходимые средства для оплаты векселя. Акцепт трассата может служить обеспечением для продавца после выдачи товара. Следовательно, до момента неплатежа он несет на себе риск неплатежа. Снизить таковой возможно посредством получения аваля инкассирующего банка (авалиста), который будет нести солидарную ответственность наравне с трассатом.

Вручение документов против письма о принятии обязательства– Documents against engagement. Документы поставляются против представления письменного обязательства платить в фиксированный день в будущем, подписываемого покупателем или банком покупателя. Текст письма составляется обычно банком-ремитентом или продавцом, выставляющим инкассовое поручение.

Вручение документов против трастовой расписки

– Documents against trust receipt. Трастовая расписка есть не что иное, как утверждение импортера, в котором он подтверждает получение товара «в траст». Так как данный вид имеет юридическое хождение только на территории США, лучше просить банк-ремитент подтвердить текст на «трастовой расписке».

Акцепт

с

вручением

документов

против

платежа

– Collection with acceptance: release of documents only after payment. Используется очень редко. Продавец требует, чтобы трассат (плательщик) по предъявлении документов акцептовал тратту сроком истечения в определенный день (например, 60 дней после предъявления), но он может получить документы только после платежа по акцептованным траттам по истечении срока их действия (Maturity). До этого времени товар должен находиться на хранении.

Необходимая документация при инкассовых операциях

Виды и количество экземпляров документов должны определяться предписаниями страны-импортера. Если таких данных нет во внешнеторговом контракте, то экспортер должен заранее навести справки в консульском представительстве страны-импортера. К обычно имеющим хождение при проведении инкассовых операций документам, как правило относятся: счета-фактуры, или коммерческие счета; отгрузочные документы; страховой полис; сертификаты, спецификации, свидетельства и др.

В международной торговле используются также различного рода сертификаты (происхождения, количества, качества, веса и т.д.), спецификации, свидетельства, упаковочные листы, подтверждающие количество, качество товара и другие свидетельства комплектности; таймшит (документ, подтверждающий правильность погрузки и разгрузки судна в порту, за подписью капитана судна и представителя фрахтователя); другие документы, предусмотренные контрактом, к примеру, штурманская расписка (расписка в получении товара на борт судна).

Преимущества и недостатки инкассовой формы расчетов для экспортеров и импортеров

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8