Кредитный мониторинг

Страница 2

- основная финансово-экономическая информация о заемщике (копии балансов и отчетов о прибылях и убытках, бизнес-план, информация о денежных поступлениях, копии лицензии и налоговой декларации);

- материалы о кредитоспособности (анализ, подготовленный в самом банке-кредиторе, аналитические документы, полученные от информационно-кредитных бюро, ответы на запросы в банки и комиссии о кредитной истории потенциального заемщика и др.);

- переписка с клиентом по вопросам выдачи и погашения кредита, записи всех встреч и телефонных разговоров по этому вопросу.

В случае погашения кредита составляется справка о закрытии дела и передачи его в архив. В случае не погашения кредита дело передается в юридический отдел банка с целью открытия иска о не возврате ссуды и представлении дела в арбитраж. Аудитор проверяет правильность оформления всех документов, наличие необходимых реквизитов, ссылок и подписей. Он обращает внимание на то, что в сумму кредита не должна включаться сумма уплаченного страхового взноса или нотариального платежа при оформлении залога или суммы гарантии.

Выдача кредита должна сопровождаться открытием специального ссудного счета в операционном отделе банка. Этот счет открывается в соответствии с письменным распоряжением операционному отделу, подписываемым первым лицом банка и исполнителем. В нем указывается сумма кредита, срок, процентная ставка и основания для выдачи. Аудитор контролирует состояние ссудных счетов, а также ведение аналитического учета ссудных операций на бланках лицевых счетов, открытых каждому заемщику, на каждый вид ссуды. Им проверяется также синтетический учет, осуществляемый на активных балансовых счетах.

В отчетах о результатах аудиторской проверки делаются выводы относительно:

- общего состояния предоставления кредитов и их погашения;

- основных причин кредитных неплатежей (в результате недостаточной квалификации: сотрудников, занятых этими проблемами, практики выдачи кредитов вне установленной процедуры – по указанию руководства банка);

- положения со списанием безнадежных кредитов;

- состояния фондов для покрытия задолженности по кредитам;

- состояния ведения кредитной отчетности и другой документации, в том числе кредитного досье. Содержатся рекомендации относительно финансовых, кадрово-организационных и других мер по решению проблемы погашения кредитов. Отчет предоставляется управляющему и совету директоров банка.

Проверка кредитов необходима для осуществления разумной программы банковского кредитования. Она помогает руководству банка не только быстрее выявлять проблемные кредиты, но и постоянно контролировать соответствие кредитной политики банка действиями уполномоченных сотрудников кредитного управления (отдела). Кредитный контроль помогает также управляющему и совету директоров банка в оценке совокупного риска и осуществлении соответствующих превентивных мероприятий по укреплению финансовой устойчивости банка.

Помимо кредитных операций коммерческие банки Приднестровской Молдавской Республики активно работают на межбанковском кредитном рынке, а также участвуют в операциях с ценными бумагами. Однако полномасштабное проведение последних значительно затруднено неразвитостью фондового рынка.

Как показывает опыт функционирования отечественных и зарубежных кредитно-финансовых организаций, одним из необходимых условий успешной работы банка является мониторинг коммерческих банков.

Одной из основных задач центрального банка ПМР выступает поддержание стабильности и надежности банковской системы. В условиях изменяющейся экономической ситуации в республике, и в первую очередь среды функционирования коммерческих банков, обеспечение регулирующих, надзорных и стимулирующих функций Приднестровским республиканским банком, мониторинг коммерческих банков выходит на первый план. В этой связи проведение в ноябре 2001 года анкетирования коммерческих банков имело своей целью установление дополнительного информационного канала между Центральным банком, осуществляющим государственную политику в монетарной сфере, и коммерческими банками, являющимися проводниками денежно-кредитной политики ПРБ. Посредством анкетирования финансовых субъектов Приднестровский республиканский банк стремится наладить процесс гармонизации отношений между Центральным и коммерческими банками, учитывая мнение субъектов финансового посредничества по тем или иным вопросам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6