Страхование депозитов.

Страница 1

В настоящее время в России отсутствует явный механизм страхования вкладов. В 1994 г. комитет по бюджету Государственной Думы начал разработку закона о страховании вкладов. В 1996 г. закон прошел обе палаты парламента, но был заблокирован президентом. В 1998 г., после длительного периода разногласий между заинтересованными сторонами, закон снова был представлен в Думу.

В сентябре 1999 г. Дума приняла закон о страховании вкладов в третьем и последнем чтении. В октябре Совет Федерации отклонил этот закон. Члены Верхней палаты парламента согласились с экономическим содержанием закона, но констатировали, что его принятию препятствуют определенные проблемы технического характера. После внесения необходимых исправлений и дополнений Совет Федерации принял закон, и тот был направлен в администрацию президента.

Президент снова наложил вето на закон о страховании вкладов, исходя из формального основания о его несоответствии действующему законодательству. Администрация президента считает этот закон весьма опасным, поскольку его принятие может резко увеличить дополнительные обязательства государства. Менее освещаемая, но как раз непосредственная причина отклонения закона связана с тем, что согласно его положениям государственные расходы неизбежно увеличатся. Правительство предлагает обеспечить финансирование путем создания корпорации по страхованию вкладов.

Безотносительно к президентскому вето на закон о страховании банковских вкладов сама проблема страхования депозитов остается крайне важной для российской банковской системы. Во-первых, некоторое аналитики считают страхование депозитов существенным элементом формирования эффективно работающего финансово-посреднического сектора. В настоящее время российские домашние хозяйства не доверяют российским же финансовым посредникам и предпочитают кредитовать американскую экономику посредством покупки наличных долларов США. Такое поведение объясняется главным образом фактом слабой защиты прав кредиторов в России, нестабильностью кредитно-денежной системы страны и отсутствием анонимности банковских вкладов. Опасность системного кризиса, которую можно было бы элиминировать путем создания вызывающей доверие схемы страхования вкладов, остается весьма существенным препятствием для повышения спроса на банковские депозиты.

Во-вторых, схема страхования вкладов рассматривается как способ защитить мелких и неискушенных вкладчиков и поэтому играет важную социальную роль. Совершенно необходимо защитить мелких вкладчиков от потери их сбережений вследствие, например, внешних шоков или неправомерного поведения руководства банков.

В-третьих, некая форма неявного страхования вкладов уже существует и сегодня. Все депозиты физических лиц в Сбербанке, которые составляют около 90% всех депозитов населения в банках страны, неявно гарантируются Центральным банком. Это дает Сбербанку огромные конкурентные преимущества по сравнению с коммерческими банками, о чем, правда, никогда открыто не говорят. Реальные издержки и выгоды такого положения дел станут явными, когда будет официально принята схема страхования вкладов.

Исторический опыт свидетельствует о том, что до тех пор, пока не налажена система жесткого контроля за банковской деятельностью, все схемы страхования вкладов приводят только к повышению степени риска в банковском секторе. В существующей схеме страхования вкладчики лишены стимулов пристально следить за тем, насколько рискованным является деятельность тех банков, в которых они держат свои деньги. Стандартные характеристики долговых контрактов искажают стимулы вкладчиков банков, фактически склоняя их к излишнему риску, который, похоже, допускается вкладчиками при заключении договоров страхования. В случае если схема страхования вкладов базируется на гарантиях правительства, совокупный риск перекладывается на государственный бюджет.

Страницы: 1 2 3 4 5