Факторинг в России.

Страница 3

Предпосылкой активного внедрения факторинга является совершенствование методик анализа финансовой деятельности предприятия, а также кредитоспособности его должников, самого поставщика, активное и тщательное использование данных бухгалтерских отчетов и балансов, материалов управленческого учета особенно применительно к таким финансовым показателям, как размер прибыли, уровень рентабельности, объем и источники образования оборотных средств, соотношение между потребностью в собственных средствах и их наличием, состояние и формы расчетов с контрагентами, бюджетом, банком.

Целесообразно выявить основные направления потенциального развития факторинговых операций на российском рынке.

Это, прежде всего, многоплановое развитие внутреннего факторинга посредством внедрения различных вариантов факторингового обслуживания.

Далее, перестройка, диверсификация, реинжиниринг деятельности организаций, обеспечивающих факторинг. Наряду с применением долговых требований такого рода фирмы призваны оказывать и консультационные услуги. В этой связи резко возрастает роль внедрения в практику фактор- фирмами нового, более совершенного программного обеспечения в целях повышения качества анализа и оптимизации издержек, роста качества обслуживания поставщиков и улучшения контроля за использованием предоставленных кредитов.

Особое место занимает расширение набора услуг в сфере международного факторинга. Выход на международный рынок новых российских предприятий – экспортеров усилит конкуренцию, особенно неценовую, приведет к повышению удельного веса экспорта на условиях открытого счета и отсюда к расширению потребности в его факторинговом обслуживании.

Развитие факторинговых операций в России началось с внешнеторговой сферы, т.е. также как и в странах Восточной Европы. В отличие от стран Запада в России основными потребителями факторинговых услуг выступали крупные фирмы, действующие в сфере внешнеэкономических связей.

Сначала дело двигалось медленно, позитивные сдвиги появились после вступления российских банков в международные объединения факторов. Банки получили возможность осуществлять косвенный факторинг (с привлечением факторинговой компании в стране импортера, принимающей на себя ответственность за оплату товарных документов импортером). В то же время предоставление факторинговых услуг без права регресса российскими банками отечественным экспортерам сегодня по-прежнему невозможно из-за валютного контроля, в соответствии с которым уполномоченный банк не должен нести ответственность за недопоступление экспортной выручки. В факторинговых же операциях внутри страны финансирование поставщика без права регресса может осуществлять без проблем.

Крупные российские банки – «Менатеп», «Онексимбанк», «Мосбизнесбанк», «Альфа-банк», «Российский кредит», «ММБ» - создали в 1992-1995 гг., в своих структурах специализированные факторинговые подразделения. При проведении операций в сфере международного факторинга, российские банки основывались на положениях «Кодекса международных факторинговых обычаев».

Имелись надежды, что наиболее быстро в России будет развиваться экспортный факторинг компаний в целях лучшего финансирования российского экспорта. Факторинговое обслуживание было призвано помочь российским экспортерам интенсивнее осваивать зарубежные рынки сбыта их продукции, а импортерам – увеличить закупки товаров у зарубежных поставщиков. Преимущества, которые дает экспортеру факторинг, позволяли оптимистически оценивать его роль для российских предприятий, вывозящих свою продукцию за границу, поскольку экспортер сразу получает основную часть выручки за отгруженный импортеру товар и немедленно может пустить ее в оборот. Кроме того, факторинговая фирма (факторинговый отдел банка) информирует поставщика о финансовом положении потенциального импортера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6