Факторинг в России. |
Страница 1
Факторинг в российской хозяйственной действительности появился не без оснований. Предпосылкой его послужили объективные причины – острейшие трудности с расчетами, недостаток «живых денег». В нашей экономике возникли самые различные средства решения этих проблем. Нижеследующая схема демонстрирует предпосылки расширения факторингового бизнеса в России.
За последнее десятилетие именно факторинг получил в нашей стране определенное развитие. В силу проблем экономического характера основным проводником факторинга в российскую реальность стали не специализированные в этой области организации, а коммерческие банки. Специальные компании – факторы, ориентирующиеся на использование потенциала этого важного инструмента бизнеса, пока у нас отсутствуют по объективным причинам – для этого еще не имеется достаточно солидных основ. Однако дело в российской экономике улучшается. Производство, торговля расширяются. Необходимость их совершенствования и развития во многом обуславливает и потребность коренного улучшения обстановки с денежными расчетами, остающимися «ахиллесовой пятой» российских экономических реалий. Отсюда острая потребность во введении в действие таких экономических инструментов, которые способствовали бы скорейшему хозяйственному подъему, успешному разрешению имеющихся трудностей. Среди таких инструментов особое место по праву занимает именно факторинг. Здесь важно отметить, что в России уже накоплен известный опыт применения факторинга. Но он относится, прежде всего, к сфере кредитных институтов. В России, а также в других странах СНГ развитие факторинговых хозяйственных операций происходило не столь быстрыми темпами, которые в основном предопределялись темпами либерализации экономики. Как известно, во внешних связях факторинг – это метод перевода рисков с экспортера на покупателя, в рамках которого осуществляется целый ряд комиссионно-посреднических операций, связанных с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей, требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним, т.е. инкассированием дебиторской задолженности клиента – получением средств по платежным документам. Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа и предотвращения появления сомнительных долгов (т.е. долгов, своевременная оплата которых сомнительна), предоставление (по желанию поставщика) кредитора в форме предварительной оплаты, помощь предприятиям в ведении бухгалтерского учета и в увеличении их оборота и прибыли. Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и принимает на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется. В соответствии с договором банк обязуется заплатить сумму переуступленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. Вследствие этого поставщик знает точную дату оплаты своих платежных требований и имеет возможность планировать свой платежный календарь. Использование предприятиями факторинговых услуг банка позволяет достичь устранения риска неплатежей и, как следствие, ускорения оборачиваемости средств в расчетах, укрепления финансового состояния предприятий, создания необходимых условий для их работы при рыночных отношениях. |