Организация учета операций факторинга

Страница 1

Для финансистов, бухгалтеров предприятий, организаций особое значение имеет правильное отражение в бухгалтерском, налоговом учете хозяйственных действий обусловленных использованием факторинга. Бухгалтерская служба предприятия обязана тщательно учитывать все суммы платежных требований, подлежащих оплате поставщику, и в расход списывать только суммы, оплаченные плательщиками. Обычно в аналитическом учете имеются лицевые счета на каждого плательщика, ведутся и картотеки расчетных документов. Важно систематически контролировать своевременное поступление средств по счетам, оплачиваемым в рамках факторинга. В этих целях, как правило, заводится картотека на каждого поставщика или плательщика, в которую по датам помещают последние экземпляры платежных требований, выставленных поставщикам на своих покупателей. При полной оплате платежное требование изымается из картотеки. При частичной – платежное требование остается в картотеке, но на нем делается соответствующая запись.

Как правило, еженедельно осуществляется сопоставление наличия платежных требований в картотеке и задолженности по лицевому счету каждого клиента. При задержке покупателем оплаты выставленных счетов, плательщику или банку плательщика направляется запрос о причинах просрочки оплаты счетов.

Для покрытия возможных убытков по факторинговым операциям факторинговые компании или соответствующие службы банков обязаны создавать страховой резерв, отражаемый в бухгалтерском учете на отдельном лицевом счете.

Учет привлеченных средств ведется по каждому кредитору. По остаткам на лицевых счетах каждому предприятию – вкладчику начисляются проценты за временно предоставленные факторинговой организации денежные средства.

Перечисление указанных процентов кредиторам обычно производится ежеквартально в сроки, установленные для выплаты процентов по ссудам.

Фактор – фирма посылает поставщику отчеты о состоянии его счетов. Периодичность их предоставления зависит от специфики бизнеса и потребностей поставщика. Регулярно должны предоставляться поставщику следующие материалы:

- сводный счет об операциях между поставщиком и фактор- фирмой, а также о суммах, удержанных в качестве платы за обслуживание;

- отчет о состоянии денежной наличности (об оплате долговых требований каждым клиентом) и динамики погашения долга;

- отчет об обороте по каждому клиенту (список клиентов, в отношении которых поставщик превысил или оказался близок к этому в рамках установленного кредитного лимита);

- список всех клиентов с зафиксированными для них кредитными лимитами;

- отчеты по валютам платежа с указанием эквивалента сумм в национальной валюте (если счета выставляются в нескольких валютах).

Поставщик также должен обеспечить все условия для ведения учета продаж, отвечая за своевременное и полное урегулирование со своими покупателями всех спорных вопросов; за своевременное предоставление факторинговой организации документации о поставке товаров лил предоставлении услуг, в том числе документов, свидетельствующих о том, что клиент получил товары, или принял услуги, что отгрузка произведена в соответствии с установленными условиями в части сроков поставки, количества и качества товаров; а также за предоставление фактору информации об изменениях, которые способны повлиять на кредитный риск и т.д.

В настоящее время в бухгалтерском учете факторинговые операции отражаются в частности в соответствии с временными указаниями о порядке проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Факторинговые операции фиксируются бухгалтерской проводкой Дебет 90 (Кредит 46, 47, 48):

Страницы: 1 2 3