Цели и задачи деятельности ЦБ

Страница 1

В соответствии с законодательством Российской Федерации Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет деятельность на макро уровне, он выпускает в обращение наличные деньги, регулирует денежный оборот, составляет платежный баланс, являясь банком банков, осуществляет обслуживание коммерческих банков, предоставляя им необходимые платежные средства. Главной задачей Банка России выступает укрепление покупательной способности национальной денежной единицы (рубля), развитие платежного оборота, осуществление надзора за работой коммерческих банков. Как и всякий банк, Банк России выполняет кредитные, расчетные и депозитные операции, однако главным образом не на уровне отдельных юридических и физических лиц, а на уровне коммерческих банков. Он ведет их счета, предоставляет кредиты, осуществляет операции на вторичном рынке ценных бумаг.

Операции с клиентами (юридическими и физическими лицами), т.е. операции на нижнем уровне экономических отношений, выполняют коммерческие банки. В отличие от Центрального банка РФ коммерческие банки наряду с депозитными, кредитными и расчетными операциями выполняют операции по инкассации (сбору наличных денежных средств), операции на открытом рынке при покупке, продаже, учету ценных бумаг, операции по управлению имуществом и наличностью своих клиентов и др.

Разделение сферы деятельности Центрального банка и коммерческих банков сказывается на предмете управления денежными операциями. Если предметом управления Банка России является эмиссионное дело (выпуск наличных денег является его монопольной операцией), регулирование денежного оборота, надзор за работой коммерческих банков, совершенствование платежного оборота и деятельности банковской системы в целом, то управление деятельностью коммерческих банков сконцентрировано на специфических операциях, которые они выполняют, а также на общих показателях своей деятельности - доходности, ликвидности, надежности.

Управление деятельностью Центрального банка РФ направлено на реализацию его целей как общественного института, общенационального органа, а управление деятельностью коммерческого банка преимущественно как частного института сосредоточено на достижении его локальных целей. Механизм достижения целей делового банка при этом прямо совмещен с интересами его клиентов.

Если клиентами Центрального банка является по существу каждый член общества (выпущенными им деньгами в товарно-денежном хозяйстве пользуется каждый субъект экономики), то клиентами коммерческого банка является ограниченный круг юридических и физических лиц. Следовательно, управление Центрального банка затрагивает интересы всех членов общества, в то время как управление коммерческого банка опосредует интересы отдельных участников хозяйственного оборота.

Отсюда и различия в инструментах управления деятельностью в интересах достижения поставленных целей. Центральный банк РФ управляет главным образом с помощью выпуска платежных средств, регулирования массы наличных и безналичных денежных средств, валютного курса, учетной ставки. Коммерческий банк использует различные инструменты, обеспечивающие его доходность и ликвидность, снижение рисков при выполнении операций, включая развитие новых продуктов и услуг, специализацию, диверсификацию и т.п.

Наконец, различная среда деятельности Центрального и коммерческого банков сказывается и на показателях оценки управления их деятельностью. Если деятельность Центрального банка РФ и управление ею оценивается главным образом по показателям инфляции, соотношению валютного курса рубля по отношению к валютам других стран, то деятельность коммерческого банка оценивается по стабильности получения им дохода, надёжности функционирования в целом.

Страницы: 1 2