Учет и аудит межбанковских кредитов

Страница 2

фонда обязательных резервов, который создается в пределах 20% от объема привлеченных ресурсов (кредиты, полученные от других банков, и облагаемые займы в расчет не принимаются). Регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию, производится Центральным Банком на 1-ое и 16-ое числа путем сверки сумм фактически внесенных средств и сумм, подлежащих внесению;

фонда страхования депозитов, создаваемого в целях представления гарантии и обеспечения защиты интересов вкладчиков (формирование этого фонда позволяет коммерческим банкам в случае неплатежеспособности банка компенсировать вклады и депозиты своим клиентам);

фонда страхования от банкротства. Указанный фонд дает право банкам получать ссуды от Центрального Банка на восполнение временного недостатка ликвидности в 20 кратном размере к фактически сформированной величине данного фонда.

Государственный надзор Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков позволяет им быть более уверенными в своих действиях, а также гарантировать интересы вкладчиков, акционеров и пайщиков. В настоящее время в большинстве случаев, выдача межбанковских кредитов осуществляется коммерческими банками друг другу, на основании заключения на год и более генерального соглашения об общих условиях проведения операций на внутреннем валютном и денежном рынках.

В случае, если между банками не установлены корреспондентские отношения, то для взаимного кредитования банки предоставляют друг другу следующие документы:

нотариально заверенные копии учредительных документов (устава, лицензии)

развернутый баланс и данные о соблюдении нормативов по состоянию на последнюю отчетную дату, обновляемые ежемесячно

заверенный аудитором последний годовой баланс

нотариально заверенный документ с образцами подписей первых лиц банка

список дилеров, подтверждающий полномочия сотрудников на проведение переговоров и заключения сделок по МБК в рамках этого соглашения.

Таким образом на первом этапе аудиторской проверки необходимо уточнить порядок регулирования операций по МБК (то есть на основе соглашения или отдельных кредитных договоров) а потом проверить у банка наличие перечисленных выше документов.

Предоставление МБК другим банкам должно осуществляться на основе оценки финансового состояния банков-контрагентов в пределах лимитов возможного риска, устанавливаемого комитетом по управлению активами и пассивами для каждого банка-заемщика (резидента и нерезидента), на основании решения соответствующего органа управления банка (в зависимости от суммы кредита). Поскольку выдача МБК в рамках соглашения осуществляется на основании электронных записей телефонных переговоров дилера банка-кредитора с дилером банка-заемщика (или по системе REUTERS DEALING), то на основании тикетов аудиторами уточняются условия сделок по МБК: сумма и валюта кредита, процентная ставка, срок кредита и дата валютирования. Причем обращается внимание на обязательное, двустороннее подтверждение каждой сделки МБК, кроме того, в ходе аудита МБК проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете операций по выдаче МБК, его возврату в установленные сроки по уплате процентов за его использование банками-заемщиками, соблюдение банком-кредитором лимитов возможного риска, утвержденных комитетом по управлению активами и пассивами банка для каждого банка-заемщика, а также соблюдение лимитов по предоставлению МБК на внутреннем и внешнем межбанковских рынках, своевременности перенесения на счет просроченных МБК. В ряде случаев кредитный риск может перерасти в риск системный, когда нарушение кредитных обязательств одним участником ведет к цепи неплатежей на финансовом рынке. Яркими примерами последствий проведения банками рискованной кредитной политики является кризис на рынке межбанковских кредитов 1995 г. и 1998 года. По результатам проверки аудитором делаются выводы.

Страницы: 1 2