Источники создания стоимости

Страница 1

Доход от увеличения эффективности работы

Слияние (merger)

— объединение двух компаний, при котором одна из них теряет свою марку.

Очень часто за счет слияния компаний можно достичь операци­онной экономии. Устраняется дублирование функций различных работников, объединяются такие виды деятельности, как марке­тинг, учет, снабжение. Чтобы избежать дублирование усилий на какой-либо территории, можно сократить затраты на сбыт продукции. При слиянии железнодорожных компаний основная цель — достичь операционной экономии за счет устранения дуб­лирования работы. При слиянии промышленных компаний при­обретаемая компания, производящая продукцию, которая явля­ется дополняющей по отношению к продукции, производимой приобретающей компанией, увеличивает их производство и сти­мулирует спрос на продукцию последней. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образо­ванной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т. е. 2 + 2 = 5.

Помимо операционной экономии слияние может стать, при­чиной получить экономию за счет масштаба. Последняя наблю­дается тогда, когда при увеличении объема производства средние издержки снижаются. Обычно имеется в виду экономия за счет масштаба в производстве и не принимается во внимание сущес­твование этого эффекта в маркетинге, снабжении, распределе­нии, учете и даже управлении финансами. Основная идея эконо­мии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т. д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Как и любой другой эффект, экономия за счет масштаба имеет свои границы. Когда превышен некоторый оптимальный объем производства, увели­чение объема работ влечет за собой все больше проблем, что пе­рекрывает образующийся за счет этого увеличения рост продук­тивности, в результате чего эффективность работы компании снижается. Экономисты обычно говорят об «огибающей кривой» с экономией от масштаба, возможной до некоторой оптимальной точки, после которой имеет место ущерб.

При дивестициях, таких, как распродажа или передача акций, может иметь место эффект обратного синергизма: 4 - 2 = 3. То есть эксплуатация реализуемых объектов может быть целесо­образной для какой-нибудь другой компании как средство гене­рирования денежных потоков и образования чистой положитель­ной стоимости. В итоге эта компания оказывается готовой запла­тить за данные объекты более высокую цену, чем их оценка вами на настоящий момент. В некоторых случаях реализуемый объект хронически убыточен, и его владелец не намерен расходовать на него необходимые ресурсы с тем, чтобы сделать его доходным. Примером такой ситуации может служить Borg Warner Corporation, принявшая решение избавиться от York International, произ­водившей оборудование для обогрева и кондиционирования воз­духа.

Одним из взаимосвязанных мотивов дивестирования являют­ся осуществляемые компанией стратегические изменения. Пери­одически большая часть компаний пересматривает свои долгос­рочные планы, пытаясь найти ответ на вечный вопрос: в какой сфере деятельности должна работать компания? Для выработки стратегии рассматриваются внутренние мощности (капитал, зда­ния и оборудование, трудовые ресурсы), внешние рынки и кон­куренты. Рынок и конкурентные преимущества компании в пре­делах этого рынка изменяются с течением времени, иногда очень быстро. Возникают новые рынки, так же как и новые мощности внутри фирмы. То, что когда-то было весьма кстати, может боль­ше не удовлетворять требованиям ситуации. В итоге может быть принято решение о дивестировании средств из какого-либо вида бизнеса. В случае поглощения другой компании не все составля­ющие приобретаемой компании могут отвечать стратегическим планам компании-покупателя, вследствие чего может быть принято решение о дивестировании средств из одной или несколь­ких составляющих. Стратегическая перестройка является тем мо­тивом, на который чаще всего ссылаются официальные лица для того, чтобы оправдать дивестирование.

Страницы: 1 2 3